Второй всемирный. Fiat Linea - из Турции с любовью

15 мая 2007 •  Прокомментировать тестдрайв

Олег РАСТЕГАЕВ, фото автора

В Турцию, в Стамбул? Так ведь там кризис! Конституционный суд отменил результаты президентских выборов, люди вышли на улицы, столкновения

с полицией… И ведь именно в Стамбуле на 2 мая намечена презентация нового автомобиля Fiat Linea! Мало того, и жить мы будем в самом центре Стамбула. Нам, конечно, в Авторевю не привыкать: две российские «революции» конца прошлого века мы провели чуть ли не в эпицентре, умудрившись не сорвать ни одного выпуска. Но о чем думали организаторы этой презентации?

И вот парадокс. За три дня, проведенных в Стамбуле, я видел демонстрации только по телевизору, да и полиции на улицах было не больше, чем гаишников в Москве. Даже обидно. Так что изменять программу организаторы не стали: тест-драйв по Стамбулу и окрестностям, шикарное шоу на острове посреди Босфора и даже салют по его завершении. Все состоялось. Вот они, приметы глобализации: кризис кризисом, а премьера «глобального» автомобиля важнее!

Еще бы: Fiat Linea будет не только продаваться чуть ли не на всех континентах, но и производиться в пяти станах — Турции, Бразилии, Индии, Китае и, что особенно важно для нас, в России. Сейчас на заводе в Набережных Челнах, где совсем недавно собирали Оку, заканчивается монтаж новой линии для производства седанов Fiat Linea. На первых порах здесь будут навешивать агрегаты на готовые кузова, привезенные из Турции, а позже появятся линии сварки и окраски. Так что в начале следующего года в Россию придет еще один «всемирный» Fiat. Первый, Albea — потомок хэтчбека Fiat Paleo, уже выпускается в Челнах, а теперь очередь за автомобилем гольф-класса: Fiat Linea будет конкурировать с такими моделями, как Ford Focus, Mitsubishi Lancer и Toyota Corolla.


Симпатичный салон отделан жестким пластиком. Климат-контроль входит в топовую комплектацию Emotion

Итальянцы, как водится, делают ставку на эстетику. В модели Linea узнается образ хэтчбека Grande Punto, созданный в студии Guigiaro Design, — симпатичную мордашку седана Fiat Linea украшают «двухэтажная» радиаторная решетка и миндалевидные фары. Впрочем, Linea позаимствовала у Grande Punto не только стиль, но и платформу, хотя сам автомобиль растянут до внушительных 4,56 м. В результате получился чуть ли не самый длинный седан в классе. Правда, при этом и один из самых узких. Воистину — Linea, «линия».

Между тем Linea не «жмет» в плечах — во всяком случае, когда в салоне четыре человека. А вот лишние «продольные» сантиметры оказались кстати — они позволили заметно расширить диапазоны регулировок передних сидений. При росте 190 см мне пришлось придвинуться на два щелчка вперед от крайнего положения! Сел «сам за собой» — и вновь просторно: между коленями и спинкой водительского кресла остается зазор. Правда, радость была омрачена низким потолком, в который я воткнулся головой, — крыша будет мешать всем, чей рост превышает 180 см.

В оформлении приборов чувствуется ностальгия по шестидесятым «Бардачок» невелик, зато в нем установлен процессор, куда можно закачивать музыку через USB-порт Для простых версий предлагается «вентильное» управление микроклиматом

Салон радует глаз: приятные формы, «буржуазное» сочетание темного верха и светлого низа в отделке передней панели и дверей, приборы «под старину». На «рабочем столе» центральной консоли красуются крупные кнопки управления магнитолой и климат-контролем. А в «бардачке» — опционный USB-порт для скачивания музыки в форматах mp3, wav или wma. Сразу и не скажешь, что автомобиль задумывался как «бюджетный», для стран «третьего мира» (для Западной Европы — другая модель гольф-класса, новый хэтчбек Bravo (см. АР №7, 2007). Правда, мягкий на вид пластик на деле оказался жестким. Сиденье с приятной «плюшевой» обивкой портит форма — спинка совсем не держит в поворотах, на «старинном» циферблате спидометра шрифт слишком мелкий. В общем, эргономика далеко не идеальна. А что на ходу?

Признаться, сначала мне было не до автомобиля. Ладно, к тому, что таксисты могут резко метнуться к обочине, я привык (кстати, большинство из них ездит на седанчиках Fiat Albea), но чтобы таким же образом, прямо из третьего ряда, к остановке подруливали автобусы… В Москве уже ездят лучше. Вежливее, предусмотрительнее. А здесь — никто не пропустит! Пробки почище московских. И лишь перемахнув по полуторакилометровому Ататюркскому мосту на азиатский берег Босфора, я вздохнул свободнее. Пусть здесь меньше достопримечательностей, зато и машин — тоже.

Велюровое сиденье плохо держит в поворотах Сзади много места для ног, есть откидной подлокотник, но рослые пассажиры будут жаловаться на низкий потолок
Шторка на окне — приятное дополнение в жаркий день Дефлектор обдува предусмотрен и для задних пассажиров

Для начала я выбрал автомобиль с шильдиком T-Jet на радиаторной решетке. Это значит, что под капотом 120-сильный двигатель 1.4 Turbo. Неплохой моторчик — тихий, без ярко выраженной турбоямы. Плавный старт, уверенный разгон влоть до предельных 6400 об/мин, когда мягко срабатывает ограничитель. По ощущениям, мотор очень похож на хороший атмосферный двигатель объемом 1,6 л или даже 1,8 л. Мотор-то хорош, а вот привод пятиступенчатой коробки передач — не очень: «тугой» механизм требует немалых усилий при каждом переключении, да и избирательность хромает.

С тормозами все в порядке: адекватное нарастание усилия на педали позволяет четко рассчитывать замедление. АБС, судя по частоте срабатываний, не самого последнего поколения, зато входит в список стандартного оборудования всех версий, за исключением базовой Active. А вот за «противооткатную» систему Hill Holder придется платить отдельно. Приятная опция, особенно для начинающих водителей: на подъеме после отпускания педали тормоза электроника еще пару секунд удерживает автомобиль на месте, помогая тронуться в горку.

По части управляемости никаких открытий — средняя чувствительность, средний уровень усилия на руле и средняя его информативность. Кстати, италь­янцы отказались от модного электроусилителя в пользу традиционного гидравлического. Усилие на руле невысокое, что облегчает жизнь в городе, а уровень информативности вполне достаточен для контроля автомобиля на трассе. А если поехать побыстрее? Скучно. Linea надежно стоит в поворотах, почти не рыскает на неровностях, но уровень предельных боковых ускорений невелик, да и крены кузова снижают точность реакций на узких турецких дорожках. В ответ на сброс газа задние колеса охотно срываются в скольжение. Занос не опасный, но его коррекция уже требует кое-каких навыков. Впрочем, те, кто ими не располагает, могут заказать систему стабилизации — за доплату.

А вот и разбитый асфальт, вот и «родные» заплатки.

Клиренс около 160 мм — и никакой защиты моторного отсека На крышке предусмотрена ручка, но пользоваться ею неудобно
Багажник неплох — не хватает только ниш и карманов. Под ковриком — полноразмерная «запаска»

— Тормози, — кричит штурман. Бух, бух… Это был «лежачий полицейский» без каких-либо знаков. Все как у нас. Но подвеска Фиата уверенно справляется с ухабами до скорости 100 км/ч. Если продолжить разгон, то на плохой, волнистой дороге кузов начнет покачиваться, а подвеска все чаще «замыкаться» на буфера сжатия. Запас энергоемкости невелик. Кроме того, на автомобиле с дорожным просветом около 160 мм нет защиты моторного отсека, а в самой нижней точке, аккурат под силовым агрегатом, проложена система выпуска. Повредить ее ничего не стоит — достаточно проехать по глубокой колее, попутно оторвав резиновый аэродинамический фартук, который постоянно цепляется за асфальт при наезде на «лежачих полицейских». Остается надеяться, что на автомобилях российской сборки появится металлическая защита моторного отсека.

Всем хорош 120-сильный турбомотор 1.4 T-Jet, кроме цены…

Заочно сравнивая Fiat с конкурентами, могу предположить, что по плавности хода он займет среднее положение между адаптированным к нашим дорогам седаном Renault Megane с его мягкой и длинноходной подвеской и относительно жестким «вторым» Фокусом. А вот акустическая составляющая комфорта на высоте: Fiat Linea с мотором 1.4 Turbo — очень тихий автомобиль. Даже когда двигатель работает на 5000 об/мин, в салоне можно разговаривать, не повышая голоса. Но с началом производства автомобилей в Набережных Челнах спектр шумов может измениться: для российской версии Линеи сейчас идет поиск «правильного» двигателя. Атмосферный мотор 1.4 (77 л.с.) слабоват. Двигатель 1.4 Turbo хорош со всех сторон, кроме одной — цены. Дизельный двигатель тоже дорог, да и с качеством нашей солярки пока не все гладко. Я, кстати, прокатился на дизельной версии и в восторг не пришел. Узкий рабочий диапазон, глубокая турбояма — до 2000 об/мин 90-сильный турбодизель 1.3 MultiJet почти не тянет. Скорее всего, для России будет выбран двигатель объемом 1,6 литра, и не исключено, что он будет китайским — из тех, которыми собираются оснащать машины, собираемые в Китае.

Впрочем, это далеко не единственная проблема, которую предстоит решить компании Северстальавто. И главная из них — качество, которым, как известно, автомобили Fiat не славятся. Это подтвердили и «презентационные» машины. На одной из них случился сбой в системе управления двигателем — и Linea отказалась заводиться. На моей машине электроника работала без сбоев, но заедала ручка открывания левой задней двери и выскакивал с посадочных мест кожух рычага переключения передач. Мелочи? Но они-то и портят впечатление от, казалось бы, вполне хорошего автомобиля.

Открытыми остаются вопросы цены и базовой комплектации «российских» машин. Но подарков вряд ли стоит ждать. Судите сами: в Румынии Fiat Linea c атмосферным мотором объемом 1,4 л стоит в базовой комплектации 12555 евро, то есть около $17000. Вряд ли автомобиль российской сборки с двигателем объемом 1,6 литра, пусть даже китайским, будет дешевле. Но мы надеемся.

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Fiat Linea
Модификация 1.4 1.4 T-Jet 1.3 MultiJet
Тип кузова седан седан седан
Число мест 5 5 5
Размеры, мм  
длина 4560 4560 4560
ширина 1946* 1946* 1946*
высота 1494 1494 1494
колесная база 2603 2603 2603
колея передняя/задняя 1467/1483 1467/1483 1467/1483
Объем багажника, л 500 500 500
Снаряженная масса, кг 1160 1180 1185
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива бензиновый, с распределенным впрыском топлива и турбонаддувом дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1368 1368 1248
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 72,0/84,0 72,0/84,0 69,6/82,0
Степень сжатия 11,1:1 9,8:1 17,6:1
Число клапанов 8 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 77/57/6000 120/88/5000 90/66/4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 115/3000 206/2500 200/1750
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Привод на передние колеса на передние колеса на передние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные дисковые барабанные
Шины 185/65 R15 185/65 R15 185/65 R15
Максимальная скорость, км/ч 165 200 170
Время разгона 0—100 км/ч, с 14,6 9,0 13,8
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 8,2 н.д.** 6,5
загородный цикл 5,1 н.д. 4,0
смешанный цикл 6,3 н.д. 4,9
Емкость топливного бака, л 45 45 45
Топливо АИ-95 АИ-95 дизтопливо
* По зеркалам заднего вида
** Н.д. — нет данных

Источник: АвтоРЕВЮ